Абу Анег ибн-Тефогол узрел небо, усыпанное алмазами.
М. Зи. Лаерцос.
Внешне Ирен напоминала Мирей Матье и от этого знала себе цену с тринадцати лет. С футболистом она встречалась со школы и любила. Ну, как любила? Моё и всё! Привыкла профессорская дочка брать, что захочется, а ведь её мать уже тогда была против. А когда отгремит серебряная свадьба, и дочери за двадцать, какая она, эта любовь?
Поженились они благодаря власти, так что её запросто можно считать посаженной матерью. Курирующее спорт дяди на людях не признавали внебрачное сожительство, хотя в тихую сами были ещё те ходоки. Они, как судья с монетой пред матчем, предложили форварду выбор: женись, вступай в партию и всё такое прочее, и тогда защищай себе на здоровье честь страны за рубежом, или будешь безвылазно гонять за Челябинский «Трактор».
Форвард не хотел до старости пинать пузырь в Сибири, и послушно исполнил все рекомендации. И не прогадал. Одобрив его выбор, старшие товарищи, открыли своему паиньки такие финансовые возможности, что мама не горюй!
Годы промелькнули, и стерли у Ирки воспоминания тех редких радостных дней, проведённых с мужем. В памяти осталось лишь её вечное ожидание во время бесконечной череды игр и сборов. Ох уж это одиночество с рюмкой, переполненными пепельницами и реланиумом, при живом муже. Правда в последнее время Ирка притерпелась к мимолётным появлениям, теперь уже бывшего нападающего. Благо его беглые проходы не мешали её устоявшейся жизни с кухаркой, домработницей и почти ежедневными девичниками под армянский коньячок.
Когда верные подружки донесли, что у мужа появилась любовница, она удивилась. И как только успел подлец с его нескончаемыми тренировками.
Ирка много раз бегала в комиссионку, смотреть на похотливую сучку с пережжёнными волосами. Некрасивая блондинка всегда была одета безвкусно и бесформенной горой возвышалась над прилавком. Её глаза, подведённые лоховскими стрелками смотрели сквозь посетителей. Перигидрольная вша выглядела сверстницей, и лишь жирная неухоженная кожа выдавала её молодость.
Гром грянул на день рождение дочери. В огромной, заставленной антиквариатом квартире собралась тьма гостей. Ампирный стол, ранее украшавший залу дворянского собрания, ломился от дефицита. Балыки, языки и прочие яства пытались скрыть обаяние Кузнецовской посуды. Чтобы не ударить лицом в грязь, пришлось подряжать в помощь повара из престижного ресторана.
В разгар веселья муж встал и, подняв игристое Цимлянское, тихо произнес:
«Пользуясь случаем, скажу сразу всем. Наш брак себя изжил. Я встретил другую и ухожу. Делить ничего не буду, всё остаётся жене и дочке».
Немая сцена, выдуманная Гоголем, меркнет перед реальностью. Люди перестали пить, есть и замерли. Осушив в звенящей тишине бокал, футболист неспешно прошёл в кухню, захватив лестницу походу. Протиснувшись на полкорпуса в антресоль, он осторожно вытянул трёхлитровую банку. Стеклянная посудина была доверху набита брильянтами и сверкала ледяным блеском. Сунув сокровища в полиэтиленовый пакет «Манчестер Юнайтед», левый крайний удалился по-английски.
Лишь спустя время гости обрели дар речи и разом заговорили. Подруги и родственники окружили Ирку плотным кольцом, и тараторили на перебой. Но её шокированное сознание не воспринимало пустые советы и утешения.
В тот вечер Ирка напилась до бесчувствия, и потом ещё год не могла остановиться. Срываясь на дочке, разъярённая женщина металась по громадной квартире с запоздалой инспекцией. Она досматривала все закутки и в ярости рвала, и выбрасывала вещи футболиста.
Обитавшие на Иркиной помойке, бомжи целый месяц гуляли за её счёт, починяя импорт, порванный нежной ручкой. Оценивая дамский темперамент, они снисходительно ухмылялись и благодушно злословили.
--------------------
Прошло много лет. Родителей не стало, дочь уехала в Штаты, а все Иркины подружки дружно испарились. Бывший муж встречал старость с новой избранницей и маленьким сыном. Для красивого мальчика, он был не только любимым отцом, но и суровым тренером. Простив своего предателя, Ирка перестала вспоминать тот жуткий вечер. Некоторое время она упорно пыталась найти нового мужа, но, не встретив достойного, постепенно свыклась с одиночеством.
И всё было бы сносно, если бы не проклятый сон. Из ночи в ночь её посещает один и тот же кошмар: отважная Ирен взбирается на антресоль и, с трудом балансируя на неустойчивой лестнице, достает заветную баночку. Но каждый раз предательские ступеньки выскальзывают из-под ног. Она пытается уцепиться, но срывается и летит вниз, и просыпается.
Ирка вытирает холодный пот, курит прямо в постели и ещё долго не может заснуть. Она вспоминает шум тёплого моря и очень хочет стать снова маленькой девочкой.
К пункту 6. Со всеми быват, Григорий, не берите в голову. Ни каких обид, хотя концовка рецы: «второпях», «присобачить», ставит под сомнение искренность извинения. Но, всё же, попытаюсь изложить своё видение: 1. Удар даже двойной – потеря удобного для неё человека и злость на себя, что столько лет ленилась залезть (заставить горничную) на антресоль. 2 Характер: «…одиночество с рюмкой, переполненными пепельницами и реланиумом, при живом муже». «… её устоявшейся жизни с кухаркой, домработницей и почти ежедневными девичниками под армянский коньячок». («Почти ежедневными» добавил, благодаря Вам, спасибо). А также её восприятие «Перигидрольной вши» и поведение после инцидента, посчитал, достаточным для понимания этой категория дам. Может и зря… 3. Что есть в Вашем понимании «поровну», не понял. И жаль, что Вы не удосужились уточнить: «много лишних, ненужных подробностей, отступлений, шагов в сторону». Это внесло бы некую конструктивность и послужило, несомненным, доказательством Вашей искренности. 4. Море и бриллианты ничего не объединяет. Просто «Шум тёплого моря» теребит иные души, а бриллианты в основном разобщают. 5. Слово "Походу" писано вместе. Ибо: "проходя мимо" сортира, достал оттуда лестницу, звучит на моё ухо хуже. Главное: В этой жизни я вообще ни в чём не уверен, кроме одного. И очень рад, что Вы нашли мой эпиграф – «красивой фразой». Зуб даю, что она не «попалась на глаза», а была плодом длительных размышлений. Про тайну эпиграфа, я уже намекал, но раз Вы опять не догадались, направляю через Генералиссимуса приватное письмо с доказательствами его необходимости. Спасибо, за попытку сотрудничества и жаль, что Вы не переменили мнения и не дали конструктивной конкретики.
К пункту 5. Спасибо Нора. Пятый пункт издревле самый скользкий. А если автор не хочет повествовать об этих людях, а решил просто сохранить для истории эпизод из реальной жизни?
Приношу свои извинения автору - первый отзыв писал, будучи сильно раздраженным. Поэтому так вот полчилось... Не совсем красивый поступок, но попробую себя реабилитировать более подробным разбором. Все я прекрасно понял. Форвард нанес удар, на глазах у жены забрав из шкафа алмазы, о которых она ничего не знала и которые собирались тайком от нее. И вот это не давало ей покоя всю оставшуюся жизнь. Вот только почему этот поступок стал для Ирки ударом?.. Нет характера - все, что известно о героине, так это ее внешность в молодости. И все. Хотя бы два-три штришка. Стяжательница она, любительница драгоценностей, чего-то ей не хватало в жизни. Того, что могло бы дать это вот богатство. А так... Да поровну ей должны быть и эти бриллианты, и уход мужа. Поровну! И все потому, что характер не прописан даже контуром. Вопрос о том, что объеденяет море и бриллианты с повестки дня не снимается. Вообще, в рассказе много лишних, ненужных подробностей, отступлений, шагов в сторону. Но вот того, что нужно, как раз и нет. Кстати, а как это замечательное слово пишется? "Походу"?.. "По ходу"?.. Если второе, то по ходу чего или кого?.. Я бы написал "проходя мимо". Для чего эпиграф?.. Автор не уверен в том, что смог полностью раскрыть тему рассказа в самом тексте?.. Или же просто попалась на глаза красивая фраза, которую захотелось куда-нибудь присобачить?.. Лично я необходимости в эпиграфе не вижу. мнение остается прежним - писано второпях, сюжет не продуман, текст не обработан.
Не соглашусь с Егором. Он явно проглотил текст по бырому и не понял, что лестницу просто захватили походу… Эпиграф я, как и Егор, поначалу не догнал, но, перечитав три раза, узнал имя героя. А что уж автор хотел сказать о жизни, это, по-моему, каждый воспринимает индивидуально.
Написано явно второпях. Что такое «лестница похода»?.. Что объединяет море и бриллианты в воображении героини?.. В чем же заключается этот са-мый удар форварда?.. И к чему вообще эпиграф?.. Что автор им хотел ска-зать?.. О чем вообще этот рассказ?..