Суббота, 18.05.2024, 09:11
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОМЕНАД
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
миниатюры [10]
мемуары [1]
очерк [1]
новеллы [0]
рассказы [4]
репортажи [0]
повести [8]
приключения [0]
детективы [0]
фантастика [0]
фэнтези [0]
ужасы [0]
эротическая проза [0]
юмористическая проза [1]
ироническая проза [1]
фельетоны [0]
байки [0]
фиг знает что [5]
Поиск
Главная » Статьи » ПРОЗА » повести

Жертвоприношение. ч. 2б
– Да, работы вышли славные – услышал Андрей голос Авдеева, очнувшись от воспоминаний – и что удивительно – совершенно разная подача. Если в почтальоне чувствуется напряженная длительная работа, глубокая продуманность каждой линии, каждого мазка, то образ стеклодува будто создан на одном дыхании, переполняющего чувства творить. Впечатление, будто мощный порыв сверхъестественной мысли слегка коснулся холста, оставив на нем свой отпечаток, зарядивший стеклодува нечеловеческой творческой энергией, озарившей его. Во всей его фигуре читается само осознания творчества не только, как жизненно важной потребности, но и как благодати свыше. И в благодарность за этот дар, он готов к созданию шедевра, он стоит на пороге появления Великого чуда. При этом, во всем его облике не чувствуется истерического восторга, ваш стеклодув преисполнен глубоким внутренним горением, и спокойной, но твердой уверенностью в достижение намеченной цели.
А в паре эти две работы смотрятся еще полновесней. Ибо тот диалог, начавшийся в «почтальоне», о вечных человеческих ценностях, о смысле жизни, о взаимоотношениях человека с людьми, природой, Богом, наконец, продолжается и в «стеклодуве». Этот серьезный конструктивный разговор ведется в каждой картине по отдельности, и продолжается между Почтальоном и Стеклодувом.
Конечно, вы можете возразить, сказав мне, что все, чем я тут восторгался, можно увидеть и на полотнах других мастеров. Ну, во-первых, должен вам заметить далеко не у всех, а только очень крупных мастеров, а, во-вторых, вы ушли чуточку дальше их, и толи сами пока еще этого не понимаете, то ли излишне скромничаете.
– Боже мой! – воскликнул Андрей, совсем не обращая внимания на своего гостя, – оказывается я смог все это! А всего-то на какое-то время стал ребенком, приблизился к Богу.
– Вот именно, к Богу! – подтвердил Николай Николаевич – У вас, молодой человек есть этот дар, есть такая возможность – слышать Бога, я это увидел в ваших работах, поэтому и обратился именно к вам со своим заказом.
Суть же его такова: я хочу заказать вам картину на библейский сюжет, а конкретно, на тему приношение Авраамом Исаака в жертву. Как вам такая тема?
– Но ведь на эту тему уже написано масса работ, многие художники прошлого не редко прибегали к этой теме. 
– В том–то и дело, что только прибегали, но до конца отобразить ее не смогли. На всех их работах отображен чисто бытовой момент – вот лежит на вязанке хвороста Исаак, вот Авраам заносит над ним нож, вот ангел отводит руку Авраама и все, за всем этим стоит мертвая тишина, не проглядывается не единой мысли – просто иллюстрация, и не больше. Я же хочу, чтобы вы с вашими возможностями докопались до сути, чтобы выяснили, для чего Бог дал такое испытание Аврааму, какие Он при этом преследовал цели. А то ведь получается, что Богу на небе стало скучно, и Он решил таким образом развлечься. 
– Действительно, звучит богохульно – тихо проговорил Андрей, мысленно уже настраиваясь на предстоящую работу. 
По его виду Николай Николаевич понял, что Андрей заинтересовался заказом, и отказа не будет.
– Работа, конечно, предстоит не малая, – заговорил Андрей после некоторого раздумья, – нет, вы не подумайте, я не собираюсь набивать цену, я готов даже взяться за эту работу бесплатно, только я еще пока не знаю, как ее выполнить, поэтому сомневаюсь, а справлюсь ли я, уж больно планку вы подняли высоко. 
– Я уверен, что справитесь, иначе я бы к вам не обратился. 
Уверенность, зазвучавшая в голосе Авдеева, придавала силы Андрею, и он уже и сам начинал верить, что вполне может справиться с таким сложным заказом. 
– Согласен заказ не простой, поэтому не стану ограничивать вас во времени – Авдеев слегка расслабился, откинувшись на спинку кресла, удостоверившись в молчаливом согласии Андрея. – Скажем, месяца через три я к вам загляну, думаю, к этому времени у вас уже будут кое-какие мысли, наброски. Что же касается денег, то я человек деловой и привык оплачивать свои заказы. По опыту знаю, что бесплатные работы, как правило, получаются очень низкого качества. – С этими словами он достал из внутреннего кармана пиджака две пачки стодолларовых купюр в банковской упаковке и положил их перед Андреем на стол – здесь двадцать тысяч, это аванс, примерно столько же получите по окончании работы. Согласны?
– А вы не боитесь, что я вас обману. Деньги потрачу, а сам сбегу куда-нибудь? 
– Ну, во-первых, это не те деньги, из-за которых стоит себе наживать такую головную боль. – Николай Николаевич сразу уловил пренебрежительно-шутливый тон, с каким Андрей задал свой вопрос относительно денег, и ему понравилось в Андрее то, что он деньги не ставит выше самой работы. – А, во-вторых, я же вам сказал, что я деловой человек и умею тратить свои деньги. Не волнуйтесь, я предварительно навел о вас справки, и к своей радости всюду слышал о вас только доброжелательные отзывы. Так что не стоит волноваться ни за меня, ни тем более за себя, работайте спокойно и пусть вас этот вопрос больше не беспокоит, и не мешает вам в вашей работе. У вас будут ко мне какие-нибудь вопросы, пожелания? 
– Скажите, а вы всем художникам заказываете картину на библейский сюжет? 
– Абсолютно всем. Скажу даже больше – именно на тему принесения Исаака в жертву. Мне так удобнее увидеть особенность таланта каждого художника. 
– И много у вас уже набралось таких работ? 
– Смотря как посмотреть, – уклончиво ответил господин Авдеев – повторяю, я не гонюсь за количеством, и мне каждая работа из моей коллекции дорога по-своему.
Видя, что Андрею в целом ясен смысл задания, и что он не против, взяться за него, Николай Николаевич стал прощаться с ним. 
– Если вам все ясно и вопросов ко мне больше не имеется – произнес он, вставая с кресла – то позвольте пожелать вам на прощание творческих успехов, а я, с вашего позволения, спешу откланяться. – С этими словами Николай Николаевич поклонившись легким поклоном, направился к выходу.

* * *

Закрыв за своим гостем входную дверь, Андрей направился к окну, что бы там, сидя на подоконнике хорошенько обдумать случившееся. Подоконник уже давно стал его излюбленным местом для размышлений. Только там ему думалось всегда хорошо, мысли текли легко и свободно, и ничто не мешало их свободному течению. Выглянув в окно, он видел, как Николай Николаевич садится в остановившееся возле него такси. 
Странный он какой-то, этот Авдеев – подумал Андрей – по виду, больше смахивает на эмигранта, или скорее на потомка тех эмигрантов, которые вынуждены, были покинуть Россию в 1917 году, но в тоже время, в нем не чувствовалось ни капли русского духа. Андрей это только сейчас смог прочувствовать, и осознать, наконец, ту фальшь, которая присутствовала на всем протяжении визита Авдеева, и которая не давала покоя Андрею. С одной стороны, размышлял он, у него безукоризненно правильная русская речь, хоть и с небольшим акцентом. Так, как он, говорили, пожалуй, только раньше, при проклятом царизме. Советская власть давно разучила русских людей правильно говорить по-русски. Этот Николай Николаевич вполне мог сойти за русского, если бы не тончайшие нюансы его мышления, которые и словами-то не сформулировать, но так, как он, определенно, русские не думают, а соответственно и не поступают. Неужели долгие годы, проведенные на чужбине, способны напрочь выветрить из человека его национальную принадлежность, стереть в нем, как на магнитофонной пленке, не только его национальный образ мышления, но и сам национальный дух? Тогда получается, что среда формирует дух. Да, но Брюллов-то так до конца русским и не стал, хотя, Пушкин был самым настоящим русским, и так воспевать русский дух, как он, даже истинно русским практически не удавалось. Но этот Авдеев, не смотря ни на что, мужчина довольно забавный и по-своему интересный – заключил Андрей.

Возвращаясь к прошлому разговору о коллекционировании, Андрей подумал, сидя на подоконнике, что действительно собирают все и всё, и он, пожалуй, был с этим согласен. Ведь и в самом деле, собирают всё, начиная с того, что плохо лежит, и, кончая тем, что трудно достать. И ему тоже припомнился один чудаковатый профессор, который мог зимой ходить в стареньких ботинках на босу ногу, практически без носок, потому что ему его профессорского оклада не хватало на носки – все деньги уходили на книги. Книги заменяли ему всё – еду, друзей, жену. Они его питали, они его согревали, они были смыслом его существования. Но чтобы коллекционировать мысли… Этот Авдеев, похоже, большой оригинал, либо… Хотя на блажь это не похоже, возможно действительно, у него свои отношения с Богом.
Интересно! – размышлял Андрей – а что же собственно собираю я сам, ведь по идее и я тоже должен что-нибудь собирать. Каких-то необычных накоплений у меня нет, впрочем, как и обычных. Какую-то особенную страсть к чему-нибудь я так же за собой не наблюдал. Хотя могу, конечно, не ровно дышать при виде хороших инструментов, и за отличные кисти готов снять последнюю рубаху. Но инструментарий – штука не долговечная – сегодня он хорош, а завтра, глядишь, пришел в негодность, сегодня тебя устраивает, а завтра уже необходим более совершенный инструмент, так что это никак нельзя назвать каким-то собирательством, или коллекционированием. Но все-таки, по идее, собирать я что-нибудь просто обязан, но что? 
Чтобы разобраться в этом вопросе Андрей стал мысленно рисовать себе образ типичного коллекционера. Но каждый раз получался эдакий скупой рыцарь со связкой ключей от своих сундуков, заживо замуровавший себя в подземелье своего замка вместе с сундуками, набитыми доверху сокровищами, боящийся всего – неисправных замков, людей, дневного света… Всю свою жизнь потративший на то, чтобы собрать свою коллекцию, а когда пришло время с ней расставаться, то его охватила гремучая тоска.
Но, в то же время, Тиссен не такой, да и Веймар тоже, и другие. Они не прячут от людей свои коллекции, а напротив, разъезжают по всему свету с выставками из собраний своих коллекций, но, надо полагать, что и они им весьма дороги, раз они посвятили им свою жизнь, скрупулезно подбирая полотно к полотну. 
А чем же тогда я дорожу – Андрей в задумчивости посмотрел по привычке на свое дерево. Может быть, этим тополем – осенила его догадка – он мне дорог не меньше, чем мой друг Петька. Он ключ к моим знаниям, родник, питающий меня новыми знаниями, он дверь в мой мир. Выходит, и я тоже собираю, только не марки и монеты, а… даже не знаю, как это и назвать. Но ведь каждый день я фиксирую в памяти тот образ, что предлагает мне мое древо Жизни, каждый день я обогащаюсь новыми знаниями о Мироздании. Да, пока не могу поделиться своими сокровищами с ближними, но, думаю, что это только пока. Настанет время и к ним сможет прикоснуться каждый. А пока… И, что характерно – замков никаких совершенно не надо – приходи, смотри, фиксируй в своем сознании и получай за это свою награду.
Бедные скупые рыцари – они всю жизнь тратят, собирая не те сокровища… И для чего? Они всю жизнь боятся показать их даже самым близким своим людям, да, что показать, даже рассказать о них. Впрочем, и близких людей у них тоже не бывает. И под конец дней своих умирают мучительной смертью, с мыслью, что рано, или поздно все богатства достанутся их врагам?
Вот и Авдеев тоже собирает мысли, только те, что уже отобразил на картине тот, или иной художник, перенеся на полотно весь свой багаж знаний. Выходит, я не одинок, и другие так же, как и я создают свой мир, принадлежащий только им одним. То есть, получается, что мой мир не умрет вместе со мной. Стараниями того же Авдеева, собирающего миры таких, как я, и мой мир тоже станет достоянием человечества.
И хорошо, что еще есть такие, как этот Авдеев, Веймар, да, и тот же Тиссен, которые понимают, что художественные ценности не должны принадлежать только одному человеку, что они должны быть достоянием всего человечества. Они собирают знания, классифицируют их, хранят, предоставляют на обозрение. Одним словом, должны быть избранные. Жаль только, что их на свете не так много, как хотелось бы. Впрочем, как сказал Авдеев, коллекционируют все, значит все, по мере своих сил что-то привносят в мировую копилку, отбирая в нее самое ценное, а мировая сокровищница естественно может принадлежать только всему человечеству, а не кому-то персонально – в этом, пожалуй, и заключается главный закон коллекционирования.

(продолжение следует)

Категория: повести | Добавил: shakespen (05.02.2009) | Автор: Игорь Мельников E
Просмотров: 446 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Мини-чат
Друг и соратник сайта

 

  • О.Т.Себятина
  •  

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz