Четверг, 25.04.2024, 09:39
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОМЕНАД
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Советы мастера » СРАВНЕНИЕ В РОМАНЕ А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» (Статья С. Муминова)
СРАВНЕНИЕ В РОМАНЕ А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ»
V_DenisovДата: Воскресенье, 30.11.2008, 21:11 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 62
Статус: Offline
Андрей Белый – реформатор русского романа. Особенно последовательно его новаторские устремления проявились в романе «Петербург». Здесь нашли органичное воплощение принципиально новые художественные принципы писателя, основанные на его концепции взаимоотношения бытия и человека. В бытии царит неопределенность. Мир и человек находятся в сложных отношениях. Человек не способен оказывать серьезное влияние на внешние процессы, бытие не дружественно ему. Между людьми нет солидарных отношений, человек одинок в обществе, где подвержен разного рода отрицательным воздействиям. По Белому, человек есть существо, не обладающее поведенческой, мировоззренческой и другой определенностью. Бытие человека – это процесс, и не видно приемлемых результатов его развития. Жизнь человека развивается не как история. Его жизнь не есть линейно ориентированное движение. Жизнь человека – это хаотичное движение. Человек не стремится апеллировать к высшему абсолюту, к абсолютной инстанции, поскольку у него нет веры во всеобщие позитивные ценности.
Взгляды Белого на мир и на человека нашли выражение в художественном мире «Петербурга». В центре этого произведения находится бытие. Оно доминирует над человеком, над его художественным эквивалентом – литературным персонажем. Персонаж явно уступает позиции (как смысловые, так и художественные) бытию. Для А. Белого было очевидно, что человек как несамостоятельное, незавершенное и неинициативное существо не должен изображаться художественными средствами, характерными для романной традиции второй половины XIX века с ее апофеозом возможностей человека. Необходимы были новые художественные приемы для воссоздания новой качественности человека, обусловленной общественными, культурными и иными реалиями переломной эпохи на рубеже веков. Роман Белого – правдивая форма художественного постижения нового человека. Писатель смог выработать новаторскую поэтику, которая качественно отличается от поэтики романа XIX века.
Упомянутому роману свойствен антропологический минимализм, который выражается в меньшем, чем в романе XIX века, количестве основных персонажей. Персонажное мышление Белого основано на художественной разработке образов двух основных действующих лиц. В романе «Петербург» первостепенными являются образы отца и сына Аблеуховых. Антропологический минимализм выражается также и в том, что образы второстепенных и фоновых персонажей максимально редуцированы. Редукция проявляется в том, что писатель отказывается от подробных антропоморфных характеристик литературных героев. В процессе обрисовки в образах персонажей подчеркиваются прежде всего их внутренние устремления, пристрастия, интересы. Писатель не наделяет своих героев портретными описаниями, не сообщает иную визуальную информацию.
Антропологический минимализм отличает роман «Петербург» от детализированной и развернутой поэтики русского классического романа XIX века с его пристальным вниманием ко всем основным аспектам жизнедеятельности человека. Можно констатировать, что в романе Белого «Петербург» значительно ослаблено антропоморфное начало, присущее прежней романной традиции. Антропоморфный образ действующих лиц настойчиво и последовательно разрушается посредством сравнения. Сравнение играет важную роль в воссоздании деантропоморфизированного облика персонажей романа «Петербург». Один из главных героев романа – сенатор Аблеухов. Поэтика образа этого героя основана на последовательной онтологизации. Характерно следующее портретное описание Аполлона Аполлоновича. «Моему сенатору только что исполнилось шестьдесят восемь; и лицо его, бледное, напоминало и серое пресс-папье (в минуту торжественную), и – папье-маше (в час досуга); каменные сенаторские глаза, окруженные черно-зеленым провалом, в минуты усталости казались синей и громадней» [1, 12]. Приведенный портрет ориентирован не антропологически, а онтологически. Он основан на сопоставлении черт лица сенатора с предметами и природным веществом. Лицо и глаза теряют свой естественный вид. Очевидно направление этого лаконичного портрета – он необходим для отрицательной характерологии.
Ключевую роль в приведенном портретном описании играет сравнение. Форма этого вида сравнения – уподобление внешних антропологических свойств литературного персонажа предметам или веществу. Причем, несмотря на отсутствие союзов «как», «будто» «словно» и др., традиционно привлекаемых в художественной литературе для сравнения, уподобление имеет настойчивый характер. В результате указанного уподобления возникает сатирический эффект.
Приведем другие примеры сравнения литературных героев с предметами и растениями. Так, Софья Петровна Лихутина сравнивается с куклой, что снижает ее образ. Лихутин уподобляется дереву. «Как бывало, на лоб приподнимет очки, станет сух, неприятен и будто вырезан из белого кипариса; кипарисовым кулаком простучит...» [1, 53]. Сравнение Лихутина с кипарисом, хотя и пропущенное через восприятие Софьи Петровны, играет снижающую роль, подчеркивая его ограниченность.
Вторая группа сравнений основана на уподоблении персонажей романа представителям другой культурной или национальной сферы. Этот вид сравнений служит для того, чтобы сокращать реалистически выдержанные антропоморфные характеристики действующих лиц романа. «Этого Аполлон Аполлонович понять не желал: протирал кулачками глаза (друг о друга затерлись два пункта – пространство руки и пространство лица). А монгол (Николай Аполлонович) приближался с корыстною целью». [1, 100]. Аблеухов-младший сравнивается с монголом. Сравнение имеет сложную форму: сначала дается нарицательное имя-заместитель (слово «монгол»), а затем следует краткая авторская ремарка, состоящая из имени и отчества сравниваемого с монголом персонажа. Сочетание нарицательного существительного и имен собственных образует сравнение, выполняющее в романе «Петербург» функцию воссоздания определенного аспекта характера действующего лица.
Прежняя классическая ситуативно-психологическая и характерологическая функция антропоморфных элементов портретных описаний, присущих классическому роману XIX века, уступает место онтологическим обобщениям, ставшим в романе Белого важным художественным принципом, организующим воссоздание образов главных литературных героев. Онтологические фрагменты играют исключительную роль в прямой характеристике персонажей «Петербурга». Причем писатель не ограничивается привлечением отдельных штрихов онтологического характера. Наблюдается последовательное соединение персонажного и бытийного материала. Старый сенатор «перед отходом ко сну получил впечатление, будто смотрит он не глазами, а центром самой головы, то есть он, Аполлон Аполлонович, не Аполлон Аполлонович, а нечто, засевшее в мозге, оттуда, из мозга глядящее; при раскрытии темени нечто могло пробегать коридор: до свержения в бездну. Это и было второе пространство сенатора» [1, 98; 99].
Этот вид сравнения основан на уподоблении антропологического онтологическому. Упомянутое сравнение имеет достаточно сложную структуру. После отрицания следует утверждение, причем весьма осторожное, выраженное посредством неопределенного местоимения «нечто». Употребление подобного рода сравнений вполне оправдано в художественном мире такого произведения, как роман «Петербург», в котором внешний мир, бытие в целом трактуются с позиций их непостижимости для разума.
В составе онтологических обобщений в «Петербурге» может быть использована онтологическая деталь. Она необходима не только для отрицательной характерологии, но и для оформления философских мотивов. Среди них выделяется онтологический мотив тьмы, тесно связанный с образом сенатора. «Звякнула металлическая задвижка в глубине коридора; в глубине промерцал свет: Аполлон Аполлонович со свечою в руке возвращался из ни с чем не сравнимого места: мышиный халат и огромные контуры мертвых ушей отчетливо промаячили вдали в пляшущих светочах; из совершенной тьмы Аполлон Аполлонович прошел, чтобы кануть опять в совершенную тьму» [1, 88].
Обращает на себя внимание последовательная онтологизация образа сенатора. Мышиный халат, огромные уши, мотив тьмы – эти детали символизируют роковую роль сенатора в истории России. Возникает образ мрачного государственного деятеля, напоминающего летучую мышь. Сравнение сенатора с летучей мышью достигается посредством сочетания эпитета, с помощью которого заостряется внимание читателей на значимом для писателя элементе гардероба, и гиперболой метафорического характера.
Специфика подобного рода сравнений выражается в том, что они пробуждают в сознании читателя ассоциации, связывающие в единое зловещее целое образ отрицательного персонажа и образ животного. Образ животного, в данном случае летучей мыши, которую культурная традиция поместила в сферу тьмы, ночи, зла, в конечном счете выполняет «строительную» по отношению к образу действующего лица функцию. Рассмотренный вид сравнения имеет в своей основе соединение антропологического и зоологического. Это необходимо для целей отрицательной характерологии. Ее распространенной формой в романе «Петербург» является показ антропологической непривлекательности отрицательных героев. Так, антропологическая непривлекательность младшего Аблеухова последовательно подчеркивается. Софья Петровна Лихутина замечает, что красавец-шафер преображается: «лицо Николая Аполлоновича превратилось в маску: бесцельные потирания потных рук, и лягушечье выражение улыбки ...» [1, 50].
Здесь использовано зоологизирующее сравнение, которое весьма активно используется А. Белым в его произведениях. Раздвоенность внешнего вида Николая Аполлоновича (красавец и в то же время «урод» – лягушечье выражение лица) – примета персонажа, лишенного цельности, определенности. Оскудение внутреннего мира Николая Аполлоновича принимает крайние формы. Если его отец совершает умопостигаемый террористический акт в отношении собственного сына, то Николай Аполлонович принимает активное участие в организации убийства своего отца. Писатель целенаправленно применяет различные сравнения, использованные для разрушения антропоморфного образа действующих лиц. Среди них необходимо особо отметить зоологизирующее сравнение, привлеченное для трансформации образа персонажа в образ животного или насекомого. Этот вид сравнения способствует последовательной деантропоморфизации литературных героев. Один из персонажей «Петербурга», Дудкин, вспоминает свою первую встречу с Липпанченко. « ... Липпанченко выказывал любопытство ко всем слабостям с ним в общение вступавших людей; провокатор, конечно же, мог обладать мешковатой наружностью, парой немысленно моргающих глазок.
По мере того, как он медленно углублялся в Липпанченко, в созерцание частей его тела, замашек, повадок, смешков, перед ним вырастал – настоящий тарантул» [1; 213, 214]. Человеческий облик провокатора замещается образом ядовитого насекомого. Приведем еще один характерный прием зоологизирующего сравнения. «А Аполлон Аполлонович, как и всегда, в каламбурах выказывал просто настырство какое-то: становился совсем непоседою, вертуном, приставалой, походя на мух, лезущих в глаза, – перед грозой, в душный день, когда сизая туча томительно вылезает над липами; мух таких – давят» [1, 239]. Очевидна отрицательная, сатирическая направленность уподобления сенатора мухе. В этом же ряду находится другой пример зоологизирующего сравнения. «Аполлон Аполлонович – мышиная куча – заерзал глазами, кое-как стал сползать, привалившись к перекладинам лестницы волосатою грудью; сполз, пустился дробью по направлению к лестнице ...» [1, 239].
Таким образом, различные виды сравнений в романе «Петербург» активно используется его автором для воссоздания образов литературных героев. Сравнения могут употребляться для уподобления внешних антропологических свойств литературного персонажа предметам или веществу. Вторая группа сравнений основана на уподоблении действующих лиц романа представителям другой культурной или национальной сферы. Ряд сравнений необходим для уподобления антропологического онтологическому. Следующий же вид сравнения имеет в своей основе соединение антропологического и зоологического. В результате на страницах романа «Петербург» предстают образы литературных персонажей, лишенные реалистически выдержанных антропоморфных свойств и качеств. Герои А. Белого – это не полнокровные действующие лица, а схемы, маски. «Маской был Николай Аполлонович», Софья Петровна Лихутина – кукла, старый сенатор – нетопырь, толпа на Невском – сплошной фантасмагорический карнавал, скопище ужасных масок («котелки, треуголки, цилиндры, околыши, перья, фуражки и косматые манджурские шапки»), равно как и жители островов – «род ублюдочный, странный: ни люди, ни тени ...» [2, 211].

Литература

1. Белый А. Петербург //Соч.: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1990. – Т. 2 Проза/Сост. и подг. текста В. Пискунова; Коммент. С. Пискуновой, В. Пискунова. – С. 8 – 292.
2. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург»//Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. – М.: Сов. писатель, 1988. – С. 193 – 214.

 
FannyДата: Понедельник, 01.12.2008, 14:22 | Сообщение # 2
Пятый алимент и Заслужонный тычер фсея расеи
Группа: Администраторы
Сообщений: 149
Статус: Offline
Сижу каменной бабой
на кургане стола письменного
Скажу:
деантропологизировавшись, и я смогла бы
Салахитдином увлечься
мысленно.

icecream
 
СветланаДата: Понедельник, 01.12.2008, 23:31 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Семинаристы
Сообщений: 176
Статус: Offline
Так... без паники!
Пошла искать роман и читать...
 
ОльгаДата: Вторник, 02.12.2008, 09:47 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Семинаристы
Сообщений: 32
Статус: Offline
Спасибо за статью. Я, как губка пытаюсь впитывать всё ранее неизвестное. biggrin

Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
 
SPwriterДата: Вторник, 02.12.2008, 18:18 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 40
Статус: Offline
Элемент мистики: я купил роман году так в 1989, прочитал примерно 40 процентов,что-то отвлекло.Наверное, "перестройка" cry .Нашел на даче не более месяца назад, привез домой.Теперь здесь читаю статьи.
"Это знак!"-сказала бы одна моя знакомая- "Вас ведут!".
Спасибо Славе и Салахитдину! Ура biggrin


ИНТЕЛЛЕКТ-ЭТО ТО, ЧТО ОСТАЕТСЯ, КОГДА ВСЁ ВЫУЧЕННОЕ ЗАБЫТО (С)
 
ТатДата: Вторник, 02.12.2008, 18:26 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Семинаристы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Хм, да...конечно.
Не все можно здесь писать, что в дурную голову приходит :((
Извините, больше не повторится.


Кто к нам со своими граблями придет, тот еще и на наши наступит
 
LucymonkeyДата: Вторник, 09.11.2010, 10:47 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Еще статьи об Андрее Белом на сайте: http://lgarmash.narod.ru
 
deAddinolaniaДата: Пятница, 08.06.2012, 11:23 | Сообщение # 8
Группа: Гости





uytjklhkhf
 
peleLillaДата: Воскресенье, 16.09.2012, 17:22 | Сообщение # 9
Группа: Гости





Карбоновая пленка 3D.

Размер рулона: 1.52метраХ30 метров.
Цвет - черный. С воздухоотводами.

Качество - высокое.
Цена:
1 погонный метр - 580 руб.
1 рулон - 14 тысяч руб.

Доставляем транспортной компанией в любую точку РФ.

Контакты:

телефон: 8-920-737-06-27
ICQ: 441-713-293
e-mail: carbon-rf@mail.ru
сайт: http://www.yadoo.ru/
группа Вконтакте: http://vk.com/club36947115
 
SasiogviguoumДата: Пятница, 02.11.2012, 01:16 | Сообщение # 10
Группа: Гости





http://905-16-44.my1.ru/index/privatizacija_kvartir_voennosluzhashhikh/0-7 - приватизация квартир военным
http://905-16-44.my1.ru/index/privatizacija_kvartir_voennosluzhashhikh/0-7 - приватизация военных квартир
http://905-16-44.my1.ru/index/privatizacija_kvartir_voennosluzhashhikh/0-7 - приватизация жилья военным
http://905-16-44.my1.ru/index/privatizacija_kvartir_voennosluzhashhikh/0-7 - приватизация славянка
http://905-16-44.my1.ru/index/privatizacija_kvartir_voennosluzhashhikh/0-7 - приватизация осиновая роща
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - департамент жилищного обеспечения
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - западное джо
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - департамент жилищного обеспечения мо рф
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - ДЖО МО РФ
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - ЗАПАДНОЕ РУЖО
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - споры с командиром части
http://905-16-44.my1.ru/index/dgo/0-6 - исключение из списков части
http://905-16-44.my1.ru/index/voennaja_ipoteka_nis/0-8 - военная ипотека
http://905-16-44.my1.ru/index/voennaja_ipoteka_nis/0-8 - жилье военным
http://905-16-44.my1.ru/index/voennaja_ipoteka_nis/0-8 - квартиры для военных
http://905-16-44.my1.ru/index/voennaja_ipoteka_nis/0-8 - участники военной ипотеки
http://905-16-44.my1.ru/index/0-3 - задать вопрос юристу
http://905-16-44.my1.ru/ - юрист
http://905-16-44.my1.ru/ - адвокат
http://905-16-44.my1.ru/ - военный юрист
http://905-16-44.my1.ru/ - военные юристы
http://905-16-44.my1.ru/ - военный адвокат
http://905-16-44.my1.ru/ - юрист онлайн
http://905-16-44.my1.ru/ - военный юрист онлайн
 
evakaftfuepleДата: Воскресенье, 04.11.2012, 09:17 | Сообщение # 11
Группа: Гости





[color=color_url - Добрый день дорогие люди. Нашел наш лучший сат http://denisov.ucoz.ru и понял что тут мне обяснят.
Попрошу всех желающих присоедениться.
Нашол эту категорию этот надеюсь нужную, если не ту прошу Администраторов перенести ее в категорию которую посчитаете нужной.
Я сильно люблю кино. У кого хороший интернет могут себе позволить http://kinozal.in - кинозал фильмы[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - бесплатно скачать порно кино[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти сайты где можно смотреть кино или скачать даже с медленным инетом.
Урл пожалуйста высылайте в личное сообщения, на емаил unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995
 
thistialaДата: Вторник, 18.12.2012, 10:23 | Сообщение # 12
Группа: Гости





Hello
i prerequisite news
 
GreereibimbДата: Пятница, 04.01.2013, 01:51 | Сообщение # 13
Группа: Гости





[color=blek - [size=15 - В собранном состоянии доводчик выше верхних колес на 8.5 мм и это нужно учитывать при расчете зазора между дверью и верхней направляющей. В основном это касается выравнивания поверхности при укладке нижнего трека.[/size -
RUBIN 51M10T-2 нет запуска БП. После замены D802 TDA16846,VT802 BC558B,D801 CNY17-2 БП запустился. Далее TV включается, но через 2 сек. после включения переходит в дежурный режим еще через 2сек. опять включается и т.д. Оказалось в утечке транзистор на индикацию VT405 BC547B. http://pictures6nwo4.pusku.com/
фБЛ ЛБЛ URI УФБМЙ ЙУРПМШЪПЧБФШУС РПЧУЕНЕУФОП, ФТБДЙГЙПООЩЕ УТЕДУФЧБ НБУУПЧПК ЙОЖПТНБГЙЙ (ФЕМЕЧЙДЕОЙЕ, ТБДЙП, ЗБЪЕФЩ Й Ф.Д.) УФБМЙ РТЙНЕОСФШ УПЛТБЭЕООЩЕ УУЩМЛЙ URI, УПУФПСЭЙЕ ЙЪ ОБЪЧБОЙС ДПНЕОБ Й РХФЙ Л ЛПОЛТЕФОПНХ ТЕУХТУХ (ОБРТЙНЕТ, <www.w3.org /Addressing>). фБЛЙЕ УУЩМЛЙ ВПМШЫЕ РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ДМС ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ЧПУРТЙСФЙС, Б ОЕ ДМС УЮЙФЩЧБОЙС НБЫЙОПК. фБЛ ЛБЛ УПЛТБЭЕООЩЕ URI ЙНЕАФ ФПФ ЦЕ УЙОФБЛУЙУ, ЮФП Й РХФШ ПФОПУЙФЕМШОЩИ URL, УПЛТБЭЕООЩЕ URI ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЗДЕ ЙУРПМШЪХАФУС ПФОПУЙФЕМШОЩЕ URI. оЕ ЙУРПМШЪХКФЕ УПЛТБЭЕООЩЕ URI ЛБЛ ЗЙРЕТФЕЛУФПЧЩЕ УУЩМЛЙ Ч ДПЛХНЕОФБИ, ЙУРПМШЪХКФЕ УФБОДБТФОЩК ЖПТНБФ, ЛБЛ ПРЙУБОП Ч ДБООПН ДПЛХНЕОФЕ. http://new9ohe4.pusku.com/ Передаточная функция замкнутого контура тока будет иметь вид:
поpога и емy потpебовалось всего 900 метpов для полной остановки. пилот, Печатная плата 1 (плата генератора импульсов) на рис.3, расположение элементов на рис.4. Печатная плата 2 (плата заглушка) на рис.5, расположение элементов на рис. 6. http://onlinejm0a2.hol.es/:(
 
CarlosStДата: Среда, 26.02.2014, 04:11 | Сообщение # 14
Группа: Гости





Hello, look at my sites http://www.msdddskssle.com not post it if there is pardon and remove this topic.
 
DonaldsodsДата: Среда, 08.04.2015, 04:53 | Сообщение # 15
Группа: Гости





ПаркСтоун – достойный помощник в делах недвижимости в столице и Московской области. Фирма осуществляет полный цикл риэлторских услуг по приобретению, продаже с вероятным поиском клиента, размену жилья, повышению качества жилищных условий. Всё это осуществляется с высшей степенью прозрачности всех операций. Работа с ипотекой тоже включена в сферу нашей деятельности, в том числе это ипотека для нерезидентов РФ.
ПаркСтоун демонстрирует компетентность и обязательность. Среди её приоритетов – недвижимость в Химках и остальных быстрорастущих городах Подмосковья.
http://parkstone.su/index.php/k2-items/nedvizhimost-v-prodazhe/kvartira/4-komnatnaya-kvartira/item/20-продается-4-комнатная-квартира-в-гхимки-улмосковская-д28-2 - Продается 4-комнатная квартира в г.Химки, ул.Московская д.28/2

Звоните: 8 (495) 749 49 48
 
Форум » Литература » Советы мастера » СРАВНЕНИЕ В РОМАНЕ А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» (Статья С. Муминова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz